Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц ВЫКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ
 

  М Б О У "Средняя общеобразовательная школа №1" 
г. Коркино

МБОУ"СОШ №1" приветствует вас! На нашем сайте вы можете узнать свежие новости, найти интересующую вас информацию о школе, о достижениях обучающихся и педагогического коллектива, задать вопросы. Мы доступны и открыты! МБОУ"СОШ №1" приветствует вас! Надеемся, что наш сайт будет полезен для вас!
              

Мини-чат

Наш опрос

Если Вы не используете систему "Сетевой город. Образование", то причиной является:
Всего ответов: 58

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Погода

Формирование волевых качеств у несовершеннолетних детей

Есть люди, которые при возникновении преград отказываются от поставленной ранее цели. Таких людей мы называем безвольными. Волевого человека преграда заставляет мобилизовать все силы и способности и с удвоенной энергией бороться за реализацию намеченной цели. Безвольный человек обладает внушаемостью, податливостью. Он отказывается от самостоятельности в разрешении жизненных проблем, в выборе поступка, предпочитает быть ведомым, слушать того, чья воля сильнее. В каждом классе есть ребята, которые не могут заставить себя систематически выполнять домашние задания. Они невнимательны на уроках, неорганизованны, несобраны, забывают дома тетради, дневник, учебники, ручки. Учителя и родители обычно бывают очень сердиты на такого ученика, часто его наказывают. Но требовать от него собранности все равно, что неграмотного заставить написать сочинение на иностранном языке. Наказания тут бесполезны: надо развивать волю школьника. А это трудное дело, оно требует продолжительных, упорных усилий со стороны учителя, родителей, самого ученика.

Развитие воли – сложная, но в то же время исключительно важная задача школы и семьи. Достаточно сегодня проанализировать причины правонарушений, малой трудоспособности значительной части юношей и девушек – всюду мы столкнемся с недостатком воли, трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели. Безвольный человек страдает от своей неорганизованности, его мучает, что он опять не выполнил обещание, не сделал намеченного в срок, не довел до конца важное дело. Волевые качества – целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, организованность, дисциплинированность. Если эти качества развиты недостаточно, человек достигает весьма скромных результатов в своей деятельности, даже если у него были явные незаурядные способности. Он привыкает делать только то, что его увлекает. В начальных классах школьник может справляться с учебной программой, не проявляя особой работоспособности. Но привычка достигать успеха без особого труда позже может обернуться отставанием в учении. Чем старше ребенок, тем больше требуется от него воли, упорства в учении, во всех других видах деятельности. Вот почему нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Если он выполняет задания без особого труда, надо дать ему работу, которая потребует от него трудового усилия. Воля может развиться лишь при условии, что у ребенка есть препятствия, которые необходимо преодолевать. Если же перед ним ставятся лишь очень легкие для него задачи, его воля не тренируется. Давайте одаренным детям задачи повышенной трудности. Не допускайте, чтобы они работали вполсилы. Вместе с тем, если ребенок опережает остальных детей в умственном развитии, это не значит, что можно загрузить его только интеллектуальной деятельностью. Например, музыкальная одаренность не дает оснований все свободное время ребенка без остатка посвятить только музыке. Если взрослые слишком форсируют деятельность детей в том направлении, в каком у них обнаружены особые способности, это грозит дисгармоничностью, односторонностью развития. Опасна и перегрузка детей. Чрезмерные нервно- психические и физические затраты недопустимы, переутомление опасно для здоровья ребенка и всего хода его развития. Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие волевые привычки: привычку к регулярному труду, к физической и гигиенической культуре (в том числе к утренней гимнастике, физическим упражнениям, двигательной активности); к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях; к обязательности в отношениях с людьми. В основе всех этих привычек лежит готовность к мобилизованности, к напряженной деятельности. Родители приучают ребенка убирать свои книги, вещи на место, делать зарядку по утрам, чистить зубы, убирать постель, вовремя вставать и ложиться, готовить домашние задания. Они продумывают постоянные обязанности ребенка по дому и контролируют их выполнение. Учитель добивается, чтобы ребенок добросовестно выполнял правила для учащихся, прилежно учился. Сначала ребенку приходится напоминать о правилах поведения в школе и дома. Потом начинается следующий этап формирования волевых привычек – этап «втягивания». На третьем этапе у ребенка появляется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него возникла волевая привычка. Установлено, что для выработки привычки и соблюдению правил гигиены достаточно от 5 до 10 недель, а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду нужны годы. Отсюда следует, что учителю и родителям нельзя ослаблять внимание к воспитанию упорства в интеллектуальном труде на протяжении всех лет обучения детей в школе. Но зато, если удалось эту привычку создать, она уже автоматически будет срабатывать в течение всей последующей жизни ученика. Большое счастье иметь таких педагогов и родителей, которые терпеливо и умело формируют у детей волю. Развитие личности невозможно без самовоспитания, а развитие воли особенно.

Можно порекомендовать детям вести дневник. Это помогало многим выдающимся людям в выработке нравственных и волевых качеств.

Прочитайте детям, например, отрывок из юношеского дневника К. Д. Ушинского, где он намечает для себя правила «поведения»:

 1. «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее».

2. «Прямота в словах и поступках».

3. «Обдуманность действия

4. «Решительность».

 5. «Не говорить о себе без нужды ни одного слова».

 6. «Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится».

 7. «Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать».

 8. «Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках».

9. «Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

 Научите детей мысленно приказывать себе: «Надо это сделать, довести до конца», «Хватит смотреть телевизор, надо браться за дело», «Подъем!». Убеждать себя: «Я справлюсь», «Я смогу». Благодаря развитой воле для человека совпадают «надо» и «могу», «хочу» и «могу»: надо сделать что-то – он найдет в себе на это силы, хочет чего-то достичь – сумеет мобилизовать себя, осуществить свое намерение, не отвлекаясь на второстепенное. Научить ребенка превращать желаемое в действительное, энергично и настойчиво достигать поставленной цели, – значит помочь ему обрести внутреннюю гармонию. Воля вступает в действие особенно активно, если преграда непреодолима, а стремление превозмочь препятствие сильно. Ребенку многое нужно преодолеть. Разбивайте цели, стоящее перед ним, на ряд последовательных задач, посильных ему на данном этапе его развития. Преграда становится преодолимой, и ребенок прилагает усилия, чтобы с ней справиться.

Рекомендации родителям:

 Не забывайте, что: – нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка;

 – если ребенок выполняет задания без особого труда, необходимо давать ему задания, которые потребуют от него усилий;

– если перед детьми ставятся лишь очень легкие для них задачи, воля не тренируется; необходимо искусственно создавать препятствия, которые необходимо преодолевать

; – необходимо сочетать интеллектуальные и физические нагрузки;

 – нельзя перегружать детей, чтобы не получить обратного результата (нервные расстройства и, как следствие, безразличие и т.

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Block title

  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки Российской Федерации



    Федеральный портал "Российское образование"

     
    Единое окно доступа к образовательным ресурсам 
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

     



  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz